Антимонопольное законодательство
Контроль - решающее влияние одного или нескольких связанных юридических и/или физических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования или его части, который осуществляется непосредственно или через других лиц, в частности на основании:
права, которое обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования и решения органов управления субъекта хозяйствования;
заключения договоров и контрактов, которые дают возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к выполнению указания или выполнять функции органа управления субъекта хозяйствования;
замещения должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лицом, которое уже занимает одну или несколько из отмеченных должностей в других субъектах хозяйствования;
занятия более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов субъекта хозяйствования лицами, которые уже занимают одну или несколько из отмеченных должностей в другом субъекте хозяйствования.
Органы административно-хозяйственного управления и контроля - субъекты хозяйствования, объединения, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления;
Рынок товара (товарный рынок) - сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который на протяжении определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение;
Субъект хозяйствования - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, что осуществляет деятельность по производству, реализации, приобретению товаров, другую хозяйственную деятельность, в том числе которое осуществляет контроль над другим юридическим или физическим лицом;
группа субъектов хозяйствования, если один или несколько из них осуществляют контроль над другими.
Субъектами хозяйствования признаются также органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля в части их деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности. Хозяйственной деятельностью не считается деятельность физического лица по приобретению товаров народного потребления для конечного потребления;
Согласованными действиями являются также создание субъекта хозяйствования, объединения, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали отмеченный субъект хозяйствования, объединения, либо между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования, либо вступление в такое объединение.
Монопольное положение - субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:
не испытывает значительной конкуренции в результате ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.
Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности в результате сравнительно небольшого размера долей рынка, которые принадлежат конкурентам.
Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если относительно них выполняются такие условия:
совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов (при определенных исключениях).
Участниками концентрации признаются:
субъекты хозяйствования, которые приобретают или намереваются приобрести контроль над субъектом хозяйствования, и субъекты хозяйствования, относительно которых приобретается или планируется приобретение контроля;
субъекты хозяйствования, активы (имущество), доли (акции, паи) которых приобретаются в собственность, получаются в управление (пользование), аренду, лизинг, концессию или планируется приобретение, и их покупатели (получатели), приобретатели;
субъекты хозяйствования, которые являются или намереваются стать учредителями (участниками) вновь создаваемого субъекта хозяйствования. В случае, когда одним из учредителей является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, орган административно-хозяйственного управления и контроля, участником концентрации считается также субъект хозяйствования, активы (имущество), частицы (акции, паи) которого вносятся в уставный фонд вновь создаваемого субъекта хозяйствования;
физические и юридические лица, связанные с участниками концентрации отношениями контроля, что дает основания признать соответствующую группу лиц единым субъектом хозяйствования.
Реорганизация предприятия сама по себе является основанием для прекращения предприятия (другим основанием является ликвидация предприятия). Реорганизация предприятия означает его прекращение, но обязательным условием является передача всех прав и обязанностей предприятия(ям) - правонаследникам.
Реорганизация предприятий бывает следующих видов:
преобразование - является изменение организационно-правовой формы предприятия. В случае преобразования к новому предприятию переходят все имущество, все права и обязанности реорганизуемого предприятия.
слияние - происходит переход по передаточному акту имущества, прав и обязанностей реорганизуемых предприятий к новосозданному предприятию.
разделение - происходит переход за распределительным балансом части имущества, прав и обязанностей предприятия к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам.
присоединение - происходит переход по передаточному акту имущества, прав и обязанностей реорганизуемого предприятия к другому существующему предприятию.
принятие решения о выкупе собственных акций;
факты листингу/делистинга ценных бумаг на фондовой бирже;
получение ссуды или кредита на сумму, что превышает 25 процентов активов эмитента;
изменение состава должностных лиц эмитента;
изменение владельцев акций, которым принадлежит 10 и больше процентов голосующих акций;
решение эмитента об образовании, прекращении его филиалов, представительств;
решение более высшего органа эмитента об уменьшении уставного капитала;
возбуждение дела о банкротстве эмитента, вынесения решения о его санации;
решение более высшего органа эмитента или суда о прекращении (в т.ч. путем реорганизации) или банкротстве эмитента.