Наши контакты                 Калькулятор услуг                 вход в ОнлайнКонтроль      вакансии      
ЮрМаркет 0800 332 321                      Нам 18 лет! Отзывы клиентов
Наши статьи       КВЕД в деталях      Консультации      Все о налогах 2021      
Главная / Наши статьи

Нужно ли контролировать директора и как это делать?

Наемный директор дает возможность собственнику бизнеса высвободить время для занятий другими делами. Вместе с тем, передача компании в управление нанятому менеджеру таит в себе немало рисков. Как найти разумный баланс между контролем и доверием, чтобы не навредить бизнесу и не испортить отношения?

Зачем нужен контроль?

Знающие люди утверждают, что контроль — это первый шаг к доверию. Ситуация, в которой директору не доверяет собственник компании, выглядит, как минимум странной — ведь он сам его и нанял. Вместе с тем, излишнее доверие и отсутствие контроля расхолаживает нанятого менеджера и дает неправильную картинку состояния бизнеса для его владельца. Поэтому, чтобы работа директора была для собственника прозрачной, было бы неплохо понимать, как может и должен осуществляться ее контроль.

 

       

Юридическое обслуживание для бизнеса

Налоговый юрист

Помощник в аренду

Бухгалтерские услуги для предприятий Киева

 


Стоит отметить, что некоторая часть собственников предпочитает т.н. «психологические методы», типа «посмотреть в глаза и проникнуть в душу», чтобы понять, как обстоят дела в его бизнесе. Как правило, такими «инструментами» контроля они заводят ситуацию в состояние, из которой выбраться поможет только кризис-менеджер, а в худшем случае — ликвидатор. Одним из наиболее эффективных и реалистичных вариантов контроля работы директора является наблюдение за его реакцией на ту или иную критическую ситуацию в бизнесе, т.е., что он будет предпринимать для ее разрешения. Так, директор, не реагирующий на снижение прибыли компании должен вызывать у собственника подозрения, как минимум, в его компетентности. Директор, который реагирует на падение доходов компании только лишь путем банальной оптимизации — сокращением сотрудников или уменьшением затрат – это тоже плохой вариант. И если со временем, после снижения прибыли, собственник не захочет разобраться, в чем была причина, его ждет неприятный сюрприз в будущем. В конечном итоге, в результате подобных действий директора и безразличия собственника прибыль упадет, по той простой причине, что она является совокупным показателем, который реагирует на сочетание всех действий топ-менеджера, как правильных, так и ошибочных.

Поручить контроль профессионалам

Сегодня любой рынок слабо предсказуем и в любой момент может что-то произойти. И если во главе компании находится человек, который плохо ею управляет, такая ситуация — вполне реальная угроза потери прибыли, а то и бизнеса. Поэтому нежелание собственника разбираться в деятельности директора — не самый лучший вариант для бизнеса. Впрочем, ему не обязательно делать это лично, сегодня есть возможность поручить контроль за тем или иным направлением или компанией в целом профессиональным ревизорам — бухгалтерам, юристам, аудиторам, которые от его имени вникнут в реальную ситуацию. При этом эти ревизоры не должны зависеть от директора, и вознаграждение за свою работу они должны получать непосредственно от собственника. Стоит отметить, что для беспристрастной оценки текущей ситуации в компании ревизорам (или собственнику) в первую очередь будет необходима объективная и достоверная информация о ее работе. При этом в первую очередь их должны интересовать документы и аргументы, а не просто мнение объяснения директора. Между тем, выслушать мнение директора о положении дел в компании нужно обязательно, но опираться на него нельзя. Ну и, естественно, принимать его как истину в последней инстанции не стоит, даже если он излагает абсолютную правду — ведь это происходит сейчас, но буквально через несколько месяцев все может измениться.

Вникнуть в ситуацию

Впрочем, иногда бывает, что главное — не действия директора, а их наличие. К примеру, он совершает какое-то действие в связи с определенными проблемами в работе компании, при этом изначально сложно судить, правильные они, или нет. Директор, как и любой человек, может ошибаться, но в нашем случае важно, чтобы он не совершал абсолютно неправильных действий. То есть, результатом контроля директора со стороны собственника является понимания, насколько его менеджер разумен, адекватен и совершает действия соответственно ситуации. Но этому должны быть доказательства, независимые от директора. Именно это понимание и является, по сути, основой контроля.
Между тем, владельцу компании стоит также осуществить и ряд организационных и оперативных мероприятий. Разбивка полномочий менеджмента на части, ротация кадров — все это поможет предотвратить возможный сговор, например, между управленцами компании и клиентами-поставщиками. За нарушение внутренних инструкций и правил стоит ввести штрафы, прописав это в отдельном внутреннем документе или функциональных обязанностей директора. Не стоит пренебрегать и проверкой компании под видом контрагентов и клиентов, а также личными проверками собственниками подозрительных и «узких» мест, где трудно контролировать ситуацию полностью, например, региональных представительств, выездных продаж или крупных сделок.

Разумная достаточность

Безусловно, на 100% защититься от возможной некомпетентности или мошенничества директора н получится, однако, минимизировать эти риски вполне возможно. Как утверждает известный американский социолог и криминалист Дональд Кресси, поводом для возникновения мошеннических действий со стороны менеджмента компании являются три условия: необходимость или давление обстоятельств, возможность и обоснование, оправдание. Исходя из этого, задачей владельца является создание условий, при которых у директора должна быть мотивация для безупречной работы, и невозможности совершения действий (или бездействия), которые могут нанести вред интересам компании.
Ну и напоследок отметим, что все возможные процедуры контроля, который установит владелец бизнеса, необходимо выполнять обеими сторонами, без ненужной игры в доверие или недоверие. При этом, они не должны быть препятствием для нормальной работы руководителя и сотрудников или создавать нездоровую обстановку в компании.

Далее читайте наш материал - Как возместить НДС в Украине


надежно. недорого. вовремя.
18 лет на рынке
более 3000 клиентов

услуги персонального бухгалтера
3Dбухгалтерия
никаких аккаунт-менеджеров

все услуги иностранцам
welcomeExpats
Европа Беларусь Китай США

адвокатская защита. недорого
Юруслуги бизнесу
налоги. активы. кадры.

Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1698. Для оценки необходима авторизация.

    Правовая оговорка    
Информация размещена в ознакомительных целях и без порождения обязательств.
Юридический супермаркет, ЮрМаркет, 3DБухгалтерия, Гудстафф - являются товарными знаками, права на которые принадлежат правообладателю.
© 2003-2021 наша редакция и наш телефон 0800 332321 (бесплатный звонок из Украины)