Наши контакты                 Калькулятор услуг                 вход в ОнлайнКонтроль      вакансии      
ЮрМаркет 0800 332 321                      Нам 18 лет! Отзывы клиентов
Наши статьи       КВЕД в деталях      Консультации      Все о налогах 2021      
Главная / Наши статьи

 

Что такое разрешительная система в Украине

 

Начинающие предприниматели, в зависимости от выбранного рода деятельности, нередко сталкиваются с необходимостью получить разрешение на ее осуществление, тем самым знакомясь с разрешительной системой Украины. На первый взгляд может показаться, что разрешительная система представляет собой отдельный орган, ведающий дозволениями и запретами в сфере коммерческой деятельности. Но это не так. Согласно норме-дефиниции Положения о разрешительной системе, утвержденного постановлением КМУ от 12.10.1992. № 576, она представляет собой порядок приобретения, изготовления, перевозки, хранения, учета, использования специально определенных материалов, предметов, веществ, открытия и функционирования отдельных мастерских, лабораторий и предприятий с целью обеспечения безопасности граждан и охраны интересов государства.

 

Ранее представление о разрешительной системе сводилось к функции милиции по выдаче разрешений на изготовление печатей и штампов (отменено в феврале 2011 года) и разрешений на право владения оружием.

 

Современным представлениям более соответствует определение в Законе № 2806-IV от 06.09.2005., согласно которому разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности – это совокупность урегулированных законодательством отношений, сторонами которых выступают разрешительные органы, государственные администраторы и субъекты хозяйствования при выдаче, переоформлению, выдаче дубликатов и аннулирования документов разрешительного характера. В отличие от постановления КМУ Закон дает расширенное представление о видах деятельности, которые требуют разрешения, и устанавливает порядок функционирования разрешительной системы.

 

Мнение о едином органе административной власти в разрешительных отношениях не лишено смысла. Закон называет трех участников правоотношений: разрешительный орган, администратора и субъекта хозяйствования, вопреки пониманию, что должны быть «тот, кто разрешает» и «тот, кто просит выдать разрешение». Но государственный администратор не является непосредственным участником отношений, не принимает властного решения о выдаче разрешения, а выступает в роли посредника между разрешительными органами и предпринимателями.

 

Несколько лет назад для получения разрешения на осуществление определенного вида деятельности предприниматели самостоятельно обращались в разрешительный орган (управление водных ресурсов, управление градостроительства и архитектуры, санэпидстанцию, департамент коммунального хозяйства, департамент агропромышленного комплекса и т.д.) по месту его нахождения. Отдаленность, жесткий график приема заявителей, иногда необоснованные требования и прочие обстоятельства превращали получение разрешения в бюрократический процесс и давали возможность должностным лицам злоупотреблять своим положением. При отсутствии открытого доступа к информации предпринимателям приходилось изучать нормативные акты, являющиеся специальными по вопросу выдачи интересующего разрешения, чтобы иметь возможность аргументировано защитить свои права и предотвратить усложнение и затягивание процесса. Заявители тратили свое время на ожидания аудиенции, споры по существу и жалобы.

 

Единый разрешительный центр

 

Ориентируясь на европейский опыт, учитывая положения Указа Президента Украины от 20.05.1999. № 539/99 «О введении разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности», Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства выступил с инициативой создать разрешительные центры как рабочие органы местной власти. Эта инициатива нашла отображение в Законе № 2806-IV. Во многих населенных пунктах местными органами власти созданы разрешительные центры. Закон обязывает создать разрешительные центры в районах, районах городов, областных центрах, городах Киев и Севастополь. Нередко их называют едиными разрешительными центрами, подчеркивая то, что предпринимателю больше не нужно никуда обращаться. Обратившись в центр, он получает исчерпывающую информацию о том, какие документы необходимо предоставить и каков размер платы за выдачу разрешения согласно законодательству. Также говорят, что РЦ работают по принципу «единого окна». Администратор принимает документы и бесплатно выполняет действия по оформлению разрешения в интересах заявителя. Предприниматель как бы подает в приемное окно пакет необходимых документов и по прошествии времени для рассмотрения и подготовки разрешения в этом же окне получает результат. Закон устанавливает 10-тидневный срок для выдачи документов разрешительного характера, если специальным законом не установлено иное. Для оптимизации процесса и устранения неточностей к участию в работе центра периодически приглашаются сотрудники разрешительных органов.  

 

Таким образом, разрешительный центр – это орган местной рады, районной, областной госадминистрации, который предоставляет услуги по выдаче, переоформлению и аннулированию разрешительных документов. Современному предпринимателю достаточно усвоить только эту информацию. В настоящее время открыто более 680 разрешительных центров.

 

Если по месту регистрации предпринимателя отсутствует разрешительный центр, то при необходимости получить разрешение на осуществление деятельности ему придется по старинке - самостоятельно обходить нужные учреждения. Поэтому лицам, желающим стать предпринимателями и осуществлять деятельность, которая требует получения разрешения, целесообразно рассмотреть вариант государственной регистрации по месту нахождения разрешительного центра.

 

Предпринимателям следует знать об установленном в Законе № 2806-IV принципе молчаливого согласия. Этот редкий случай в законодательстве, когда бездействие приравнивается к согласию. Если предприниматель сдал в РЦ все необходимые документы, а в установленный законом срок не получил ни мотивированного отказа, ни разрешения, то он вправе приступить к хозяйственной деятельности без разрешения. Административные отношения – это отношения субординации. И весьма отрадно, что закон поставил госорган в зависимость от воли предпринимателя, а не наоборот. Отныне бюрократические отговорки в виде «отсутствия ответственного работника», «дней инвентаризации» и т.п. как основания незаконно продлить срок рассмотрения заявления не препятствуют предпринимательской деятельности.

 

Перечень документов, которые можно получить в РЦ, приводится в постановлении Кабмина от 21 мая 2009 года № 526 (всего 66 наименований документов разрешительного характера).

 

Следует обратить внимание на то, что в РЦ не выдают документы разрешительного характера в сфере:

 

  • лицензирования хозяйственной деятельности (за исключением документов разрешительного характера, которые нужны для получения лицензии на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности);
  • охраны государственной границы;
  • государственного таможенного дела;
  • государственного экспортного контроля;
  • государственного регулирования рынков финансовых услуг;
  • осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
  • защиты экономической конкуренции;
  • использования ядерной энергии;
  • гражданской авиации;
  • операций с оружием, боеприпасами, сильнодействующими ядовитыми веществами, взрывчатыми веществами и материалами.

 

Порядок выдачи разрешительных документов в указанных сферах устанавливают специальные законы.

 

Этапы получения разрешительного документа в РЦ

 

1 этап: подготовка заявителем пакета документов. Разумеется, для получения каждого вида разрешительного документа имеются свои требования, установленные специальными нормативными правовыми актами. Администратор бесплатно получает данную информацию и обеспечивает клиентам к ней доступ. Обнародование осуществляется путем размещения на стендах, создания официального сайта, издания методических материалов, информационных бюллетеней (п. 21 постановления КМУ № 526). Также заявитель вправе получать бесплатные консультации у администратора относительно порядка получения документа.

 

2 этап: подача документов в РЦ. Вместе с пакетом документов предприниматель подает заявление единого образца, который утвержден постановлением КМУ от 07.12.2005. № 1176. Документы принимаются по описи, один экземпляр которой с отметкой о приеме отдается предпринимателю.

 

Закон обязывает госорганы создать электронную систему контроля за состоянием рассмотрения заявлений и документов, функционирующую в рамках реестра документов разрешительного характера Госкомпредпринимательства. Это сделает процесс максимально прозрачным, позволит предпринимателям следить он-лайн за состоянием рассмотрения их дела. Однако система еще находится в стадии формирования и не работает в полной мере.

 

3 этап: передача документов на рассмотрение соответствующим разрешительным органом для принятия решения. Администратор не позднее следующего рабочего дня после получения документов передает их разрешительному органу, который в течение 10-ти дней рассматривает документы и принимает решение. В течение суток после принятия решения разрешительный орган возвращается администратору пакет документов, а также документ разрешительного характера (если принято положительное решение).

 

4 этап: уведомление заявителя о результатах рассмотрения. Не позднее следующего рабочего дня после получения от разрешительного органа документа администратор уведомляет предпринимателя о месте, времени выдачи документа и размере оплаты за его выдачу (если оплата предусмотрена законодательством).

 

Основания для отказа в выдаче разрешительного документа

 

Закон № 2806-IV указывает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче документа разрешительного характера, а именно:

 

  • предоставлен неполный пакет документов;
  • в поданных документах выявлены недостоверные сведения;
  • по результатам экспертизы, назначение и проведение которой было необходимо для выдачи разрешительного документа, дано отрицательное заключение.

 

Отказ в выдаче документа разрешительного характера по иным основаниям не допускается. Разрешительный орган оформляет мотивированный отказ в письменной форме и направляет администратору вместе с пакетом документов для передачи заявителю. После устранения недостатков предприниматель вправе повторно подать документы на рассмотрение, с предоставлением документа об устранении недостатков. На сей раз срок рассмотрения составит 5 дней. Разрешительный орган не вправе отказывать заявителю по основаниям, которые не были указаны по результатам первого рассмотрения.

 

Использованные источники:

 

  1. Закон Украины от 06.09.2005. № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»
  2. Указ Президента Украины от 20.05.1999. № 539/99 «О введении разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности»
  3. Постановление Кабинета Министров Украины от 21.05.2009. № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»
  4. Постановление Кабинета Министров Украины от 07.12.2005. № 1176  «Об утверждении формы заявления на получение субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом документов разрешительного характера»
  5. Постановление Кабинета Министров Украины от 12.10.1992. № 576 «Об утверждении Положения о разрешительной системе»

 


надежно. недорого. вовремя.
18 лет на рынке
более 3000 клиентов

услуги персонального бухгалтера
3Dбухгалтерия
никаких аккаунт-менеджеров

все услуги иностранцам
welcomeExpats
Европа Беларусь Китай США

адвокатская защита. недорого
Юруслуги бизнесу
налоги. активы. кадры.

Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 563. Для оценки необходима авторизация.

    Правовая оговорка    
Информация размещена в ознакомительных целях и без порождения обязательств.
Юридический супермаркет, ЮрМаркет, 3DБухгалтерия, Гудстафф - являются товарными знаками, права на которые принадлежат правообладателю.
© 2003-2021 наша редакция и наш телефон 0800 332321 (бесплатный звонок из Украины)