Главная /
Наши статьи 📚
Постоянный вид на жительство, обмен
В Украине действует два вида на жительство – временный и постоянный. Если с первым понятно, что выдается он на какой-то определенный срок, то в отношении постоянного вида на жительство иностранцы часто допускают ошибку. Они считают, что раз такой постоянный ВНЖ действует бессрочно, то после получения можно расслабиться и больше не возвращаться к этому вопросу.
Однако на деле сам статус ПМЖ дается без ограничений по времени, а вот непосредственно удостоверение о постоянном виде на жительство необходимо периодически обменивать, иначе оно станет недействительным. Просрочив граничный срок обмена, иностранные граждане не смогут использовать документ для получения привычных прав и свобод: трудоустройство, банковские услуги и т. п. Чтобы этого не случилось, следует рассмотреть, когда и как происходит обмен постоянного вида на жительство. Ну, и для начала понадобится вспомнить, что удостоверение ПМЖ на данный момент действует в бумажном и пластиковом формате исполнения.
Особенности сроков действия старых и новых удостоверений ПМЖ
Первым делом стоит отметить, что с 1.06.2018 г. свидетельства о ПМЖ в Украине стали выдавать в виде пластиковых ID-карт. Ранее
вид на жительство изготавливался, как и обычные паспорта граждан Украины, то есть в формате бумажной книжечки. Однако внедрение пластиковых ПМЖ не отменяет действие выданных в прошлом удостоверений в бумажном исполнении, и для каждой разновидности установлены свои сроки использования:
- Удостоверения старого образца необходимо приносить в компетентные органы после наступления 25- и 45-летнего периода, чтобы обновить в документах фотографию. Если в удостоверении ПМЖ не будет вклеена соответствующая возрасту фотография, то оно считается недействительным, и его не получится использовать для прохождения различных процедур в государственных, финансовых и некоторых других учреждениях. К примеру, работодатель не сможет оформить на работу иностранца, если в его ПМЖ нет положенной по возрасту фотографии, банк откажет в займе и т. д.
- Что качается удостоверений о постоянном ВНЖ, выдаваемом в формате пластиковой ID-карты, то его срок действия ограничен десятью годами.
Иностранцы по закону обязаны своевременно (не позже чем через месяц) обращаться для обмена постоянного ВНЖ, если истекает срок его действия. Просрочка обращения ведет к необходимости уплаты штрафов. Помимо этих наиболее распространенных причин, требующих своевременного обмена постоянного ПМЖ, встречаются и другие.
В каких еще случаях потребуется обмен удостоверения ПМЖ?
К необходимости обмена постоянного ВНЖ приводят также следующие ситуации:
- Иностранец сменил фамилию, отчество или имя.
- Было замечено несоответствие в данных, которые отображает удостоверение ПМЖ и другие документы.
- Свидетельство ПМЖ пришло в негодность из-за сильных механических повреждений.
При возникновении подобных ситуаций у иностранца есть 30 дней, чтобы успеть обратиться к сотрудникам компетентных органов и обменять удостоверение. Если этого не сделать, то старый документ ПМЖ официально признается недействительным, и его запрещается использовать. Нарушение этой рекомендации приведет к наложению штрафных санкций и возможной отмене тех процедур, которые иностранец пройдет с недействительным фактически удостоверением ПМЖ. Если у иностранных граждан в планах долго жить и работать на территории украинского государства или оформить гражданство Украины, то подобных действий лучше избегать.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с потерей удостоверения ПМЖ. Если так случилось, что этот важный документ украли или потеряли, то требуется поскорее обратиться с заявлением в полицию, чтобы кто-то не смог использовать удостоверение личности в своих корыстных целях. Своевременное обращение снимает с иностранца все подозрения, а если впоследствии правоохранительные органы получат утраченный документ, то они передадут его на уничтожение. Иностранец же взамен утраченного документа сможет получить новый, пройдя процедуру восстановления.
Как и где происходит обмен постоянного вида на жительство?
После небольшой реформы 2018 года удостоверения о постоянном виде на жительство стали выдавать в виде пластиковых ID-карт, имеющих ограниченный срок действия, равный 10 годам. Одновременно с этим расширили список структур, куда может обратиться иностранец за обменом ПМЖ. Ранее это входило исключительно в компетенцию миграционной службы, но с 2018 г. иностранным гражданам стало проще оформлять нужные документы, так как теперь их готовы принимать:
- ЦПАУ (ЦНАП) – центры по предоставлению админуслуг населению Украины;
- госпредприятие, работающее в сфере компетенций миграционной службы.
Какие документы нужны для обмена ПМЖ?
- Паспортный документ в оригинале, который нужно предъявить в момент подачи.
- Копия заполненных страничек паспорта и их перевод на украинский язык с обязательным заверением у нотариуса.
- Свидетельство ПМЖ, которое пришли обменивать.
- Банковские квитанции об уплате услуг миграционной службы и госпошлины или документы, освобождающие от необходимости оплачивать обмен документов.
- Если ПМЖ не плановое, а вынужденное, то требуется предъявить документы, на основании которых появилась такая необходимость.
- Две фото с соотношением сторон 35 на 45 мм.
Передав документы, иностранцу нужно ждать, пока на протяжении следующих семи рабочих дней сотрудники компетентных органов проверят сведения о нем, изучат основания для выдачи ПМЖ, убедятся, что нет причин отказать в обмене, и примут решение, которое должен лично заверить глава или его заместитель того отделения, куда было осуществлено обращение. Каким бы ни было решение, иностранца уведомят о нем, и если никаких причин отказать в обмене постоянного вида на жительство не будет выявлено, то останется лишь явиться с паспортом, чтобы забрать новое удостоверение ПМЖ.
Дальше читаем
Как ДМС выдает постоянный вид на жительство
Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1658. Для оценки необходима
авторизация.