Наши контакты                 Калькулятор услуг                 вход в ОнлайнКонтроль      вакансии      
ЮрМаркет 0800 332 321                      Нам 18 лет! Отзывы клиентов
Наши статьи       КВЕД в деталях      Консультации      Все о налогах 2021      
Главная / Наши статьи

Закон о двойном гражданстве в Украине

 

В марте 2013 года по инициативе Президента Украины Петра Порошенко в Верховной Раде зарегистрировали Закон о двойном гражданстве в Украине, который должен был бы внести порядок в существующее положение дел, когда у сотен тысяч украинцев имеется второй паспорт какого-либо иностранного государства. Но на деле появление такого закона только внесло еще большую неразбериху и вызвало осуждение предлагаемых Президентом норм. В результате принятие законопроекта было отложено до лучших времен и уже практически ни у кого не возникает сомнений относительно того, что в том виде, в котором его зарегистрировали в Парламенте Украины, он точно принят не будет.

Однако двойное гражданство остается проблемой и таит в себе угрозу для суверенитета Украины, как считают многие эксперты. Вследствие этого закон, который мог бы урегулировать сложившуюся в Украине ситуацию, необходим, но перед тем как его принять, требуется учесть интересы различных групп населения украинского государства.

Реалии двойного подданства


В законе, регулирующим гражданство Украины, заслуживает внимания статья №2, где указывается, что на территории украинского государства действует принцип единого гражданства. С одной стороны, это исключает разделение Украины на административно-территориальные единицы, а, с другой стороны, заставляет относиться к каждому украинцу, даже если он оформил двойное гражданство, как к полноценному члену украинского общества.

Наравне с этим, нужно учесть, что в случае добровольного приобретения украинцем гражданства иностранного государства, это служит достаточным основанием для ликвидации подданства Украины. Данные об этом содержатся в 1-й части 19-й статьи того же закона про гражданство в Украине.

Помимо этих двух законодательных норм, в Украинском законодательстве больше нет ничего, что регулировало бы вопросы двойного подданства. В связи с этим получается, что официального запрета на второе гражданство попросту не существует, а декларация двойного гражданства Украины лишь может быть поводом для выхода из украинского гражданства.

При этом законодательство молчит относительно того, в каком порядке украинцы могли бы при желании задекларировать факт двойного подданства, поскольку никаких форм для этого не предусмотрено. Кроме того, следует понимать, что страны, которые с радостью выдают украинцам свое гражданство, не делятся этой информацией и никак ее не распространяют. То есть, если украинец не пришел сам в отделение ГМС или другого компетентного органа и не сообщил, что у него есть второй паспорт России, Венгрии, Румынии, Израиля или другой страны, то выявить это практически невозможно.

Однако даже при отсутствии закона о двойном гражданстве в Украине, существует наказание за наличие второго паспорта, если только совершеннолетний украинец немедленно после его получения не предоставил информацию о нем и не принес копию справки о наличии у него иностранного гражданства. В роли наказания выступает штраф на откровенно смешную сумму, которая составляет:
– для обычных граждан 10-30 необлагаемых минимумов (до 510 гривен);
– для должностных лиц 50-100 необлагаемых минимумов (до 1700 гривен).

При этом единожды заплатив такой штраф, впоследствии человека не могут привлечь к ответственности за тот же проступок, вследствие чего, уплатив незначительную сумму, украинец имеет полное право владеть еще одним гражданством.

Недостатки президентского закона о двойном подданстве


Когда Президент представил на рассмотрение свой закон о двойном гражданстве в Украине, то этот документ был сильно раскритикован по причине своей однобокости. Очевидно, что принятие подобного законопроекта урегулировало бы лишь одну единственную проблему, а именно: массовое получение российских паспортов украинцами, которые проживают на аннексированных и приграничных с Российской Федерацией территориях.

При этом совершенно не брались в расчет интересы лиц, которые принадлежат к этническим меньшинствам. Ведь в массе своей они хотят иметь подданство тех государств, с которыми их связывают по этническому признаку. Речь, прежде всего, идет об украинцах с румынскими, венгерскими, болгарскими и еврейскими корнями.

Еще одна проблема с принятием подобного закона возникла бы с представителями украинской диаспоры. Украины, которые находятся за рубежом, но при этом чтят и помнят свои этнические корни, хотят идентифицировать себя, как часть Украины. Немаловажным фактором, который как раз и позволяет им это делать, выступает украинский паспорт. Если же принять Президентский закон, категорически требующий лишить гражданства всех украинцев, которые имеют подданство любого другого иностранного государства, то пришлось бы сделать это и в отношении членов диаспоры. Будет ли от этого Украина в выигрыше? Вот уж точно, что нет.

Не стоит также забывать о проблеме так называемых заробитчан, большинство из которых уже получили ID-карты и паспорта иностранных государств, но при этом не отказываются от украинского паспорта, платят налоги и везут заработанные деньги в Украину. Если принудительно отобрать у них украинские паспорта, то экономика Украины недополучит солидного денежного вливания.

Кроме всего вышеперечисленного, закон Президента предполагает реализацию еще 2-х спорных моментов:


– первый связан с автоматизацией лишения гражданства, что уже само по себе неправильно, так как каждый человек должен иметь возможность защитить свои права и объясниться;
– второй момент касается туманной формулировки относительно «насильственно приобретенного гражданства», которая носит явный признак субъективизма.

Альтернативы президентскому документу


Помимо закона о двойном гражданстве в Украине, который был подан на рассмотрение ВР Президентом, в Парламенте зарегистрирована еще 3 схожих проекта. Все они содержат разграничение относительно того, к кому нужно применять санкции относительно наличия второго паспорта.

К примеру, закон, одним из соавторов которого выступает депутат Ляшко, направлен исключительно на народных избранников. Согласно тексту этого законодательного акта, депутаты, у которых выявят второй паспорт, будут немедленно лишены своего мандата. При этом простых граждан этот закон никак не затронет.

В другом схожем законопроекте, который подали депутаты из фракции «Народный фронт», предлагается наказывать за наличие второго паспорта не только депутатов, но и всех государственных чиновников, имеющих 2-й паспорт.


надежно. недорого. вовремя.
18 лет на рынке
более 3000 клиентов

услуги персонального бухгалтера
3Dбухгалтерия
никаких аккаунт-менеджеров

все услуги иностранцам
welcomeExpats
Европа Беларусь Китай США

адвокатская защита. недорого
Юруслуги бизнесу
налоги. активы. кадры.

Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1176. Для оценки необходима авторизация.

    Правовая оговорка    
Информация размещена в ознакомительных целях и без порождения обязательств.
Юридический супермаркет, ЮрМаркет, 3DБухгалтерия, Гудстафф - являются товарными знаками, права на которые принадлежат правообладателю.
© 2003-2021 наша редакция и наш телефон 0800 332321 (бесплатный звонок из Украины)