КАЛЬКУЛЯТОР УСЛУГ                                         044 599.00.30      callback          отправить запрос

+38044 599.00.30

обратный звонок почта
Юридический супермаркет
 Главная   Контакты   Новости   Отзывы   Вакансии  Поиск
калькулятор услуг!
квед
налогообложение предприятий в украине 2012, новый налоговый кодекс





 

Статья не актуальна

больше читайте в нашем материале о налогах в Украине

 

Многие слышали о планах Правительства в рамках налоговой реформы ввести новый, ранее неизвестный Украине, налог – на роскошь. Изначально было предложено несколько законопроектов:

 

  • проект закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении богатства и предметов роскоши» (регистрационный № 10558 от 05.06.2012.), поданный на рассмотрение Кабмином Украины;
  • проект закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении предметов роскоши» (регистрационный № 10558-1 от 08.06.2012.), внесенный на рассмотрение народным депутатом Ганущаком Ю.И.;
  • проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложении отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши)» (регистрационный № 10558-2 от 14.06.2012.), внесенный на рассмотрение народным депутатом Павловским А.М.;
  • проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь)» (регистрационный № 10197 от 15.03.2012.), внесенный на рассмотрение народными депутатами Симоненко П.М., Килинкаровым С.П., Царьковым Е.И. и Цыбенко П.С.

 

Разработка и рассмотрение законопроектов проходили преимущественно в период отпусков, поэтому не многим гражданам известен ход событий. Но все слышали о вероятном введении нового налога в следующем году. Тем более, тема вновь освещается в СМИ в связи с заявлениями Премьер-министра Н. Азарова о том, что он добьется принятия закона о налоге на роскошь, который «очень тяжело идет» в Верховной Раде. В свою очередь Вице-премьер по вопросам социальной политики С. Тигипко высказал предположение, что закон будет принят парламентом еще нынешнего созыва.

 

Законопроект, внесенный Кабинетом Министров, рассматривается как основной, поскольку он является комплексным и предусматривает расширенный перечень предметов, подлежащих налогообложению.


 

Соответственно, проект № 10558 в настоящее время принят к рассмотрению с рекомендациями о доработке, а альтернативные проекты №№ 10558-1, 10558-2 и 10197 комитетом ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики отклонены.

 

Что такое налог на роскошь в Украине

 

В период незавершенного законотворчества сложно дать точное понятие будущего обязательного платежа. Объектом налогообложения будет выступать денежная стоимость предметов роскоши. На сегодняшний день нет законодательного определения предметов роскоши. Все мы понимаем роскошь по-разному. Один и тот же предмет для одного лица будет роскошью, а для другого – предметом необходимости. И тут впору вспомнить литературную классику, решающую вопрос о том, является автомобиль роскошью или всего лишь средством передвижения. Как видим, проект № 10558-2 был направлен на налогообложение именно этой категории имущества: отдельных транспортных средств, отнесенных к предметам роскоши. Принятый к рассмотрению законопроект № 10558 определяет более широкий круг предметов роскоши. Излишне говорить, что основные споры касаются категорий и порядка определения объекта налогообложения. Проект имеет ряд существенных отличий от ранее предлагаемых.

 

Во-первых, не будут облагаться налогом заработные платы, вне зависимости от их размера. В настоящее время наблюдается большой разрыв в окладах работников не только между отраслями, но и внутри отраслей. Ценятся перспективные специалисты, обладающие эксклюзивными знаниями и навыками. Их труд оплачивается соответствующим образом. Разумеется, законодательное предложение вызвало негодование среди представителей среднего класса. В итоге идея об обложении налогом высоких зарплат (размером свыше 15 минимальных заработных плат) не нашла отображения в законопроекте № 10558.

 

Во-вторых, объектом налогообложения не будет земля. Вне зависимости от площади земельный участок не рассматривается как предмет роскоши. Владельцы земли по-прежнему продолжат платить только земельный налог.

 

В-третьих, к предметам роскоши больше не предлагается относить: обувь, швейные, трикотажные, ковровые, текстильные, кожаные изделия, а также изделия из древесины. Ранее данные предметы предлагалось считать богатством, если их стоимость превышала 30 минимальных заработных плат.

 

Таковы основные отличия проекта № 10558 от весеннего проекта, предложенного Вице-премьер-министром С. Тигипко. В остальном порядок налогообложения практически остался прежним, за исключением незначительных корректировок.

 

В отличие от предложений в альтернативных проектах, не предусмотрено введение нового налога под названием «налог на роскошь», в НКУ не включается новый раздел. Налог планируется ввести путем трансформации существующей систему налогообложения.

 

Кабинет Министров предлагает вместо налога на недвижимость ввести налог на имущество. Поскольку под имуществом понимаются и движимые, и недвижимые объекты, изменения повлекут расширение перечня объектов налогообложения. Предлагается следующий перечень объектов:

 

  1. Квартиры, общая площадь которых превышает 200 м2;
  2. Садовый или дачный дом, жилой дом усадебного или типа коттедж, общая площадь которого превышает 500 м2;
  3. Объекты жилой недвижимости с общей площадью свыше 600 м2, которые находятся в собственности одного налогоплательщика;
  4. Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3990 см3 (кроме подержанных);
  5. Мотоциклы с объемом цилиндров двигателя более 995 см3 (кроме подержанных);
  6. Суда, зарегистрированные в Судовой книге Украины или Государственном судовом реестре Украины, оснащенные подвесным или стационарным двигателем (двигателями) мощностью свыше 75 кВт (кроме подержанных);
  7. Вертолеты и самолеты, зарегистрированные в Госреестре гражданских воздушных судов Украины (кроме подержанных);
  8. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанного и необработанного драгоценного камня, часы, мобильные телефоны стоимостью свыше 50 размеров минимальной зарплаты;
  9. Оружие стоимостью более 20 размеров минимальной зарплаты;
  10. Изделия из меха стоимостью свыше 40 размеров минимальной зарплаты;
  11. Предметы искусства, антиквариата и коллекционирования стоимостью более 50 размеров минимальной зарплаты.

 

Как и к кому будет применяться налог на роскошь

 

Плательщиками налога на роскошь являются владельцы (приобретатели) имущества, признанного объектом налогообложения. Понятие роскоши, которое подразумевает уплату налога, связано только с наличием или переходом права собственности, но никак не с правом пользования. Никто не назовет богачом человека, который, например, арендует дорогой автомобиль.

 

Характер налога будет отличаться в зависимости от вида имущества. Теоретически можно разделить налог на две категории:

 

  • налог на владение – взимается регулярно (ежегодно) с владельцев имущества;
  • налог на приобретение – взимается с приобретателей единожды при покупке или ввозе имущества.

 

Плательщиками налога будут не только физические, но и юридические лица. Однако последние будут платить «роскошный» налог лишь за недвижимость. При этом законопроект освобождает от уплаты налога юридических лиц, которые имеют многоквартирные дома на своем балансе. Богачами будут организации с обширными офисными и производственными помещениями.

 

Как рассчитать налог на роскошь

 

Отчетным налоговым периодом при уплате налога по объектам недвижимости установлен календарный год, в прочих случаях – месяц.

 

Владельцы недвижимости с обширной площадью будут платить 2% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр. При этом облагаться налогом будет не часть избыточной площади, как можно было предположить, а вся площадь объекта. При расчете суммы налога используется размер минимальной заработной платы, установленный на 1 января отчетного периода.

 

Рассмотрим пример расчета при условии, что налог действовал бы уже сегодня. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» на 1 января 2012 г. установлен размер минимальной заработной платы – 1073 грн. Владельцу квартиры площадью 250 м2 следовало бы заплатить по окончании года: 250 х 1073 х 0,02 = 250 х 21,46 = 5365 грн.

 

Покупатели самолетов, яхт, автомобилей и мотоциклов с мощным двигателем заплатят налог в размере 40% от стоимости покупки.

 

Любители произведений искусства, антикварных вещей заплатят 10% от стоимости предметов роскоши.

 

Физическое лицо рассчитывает размер налога и уплачивает его, если ввозит предмет роскоши из-за границы. Если физическое лицо приобретает предмет роскоши (кроме недвижимости) на территории Украины, то при осуществлении сделки налог удерживает и уплачивает в бюджет продавец - налоговый агент. Авторы проекта в данном случае под налоговым агентом понимают субъекта хозяйствования, который осуществляет реализацию (продажу) предметов роскоши физическим лицам-плательщикам налога. Это определение дается в предлагаемой новой редакции статьи 265 НКУ, а не в общей части кодекса.

 

Несмотря на длительное обсуждение вопроса о налоге на роскошь, пересмотр норм и устранение авторами ряда существенных недостатков, законопроект все же имеет несколько белых пятен.

 

Во-первых, при покупке-продаже движимых предметов роскоши налоговые агенты удерживают и уплачивают сумму налога. Из положений законопроекта следует, что при продаже антиквариата или произведений искусства физическим лицом налог взиматься не будет, поскольку продавец не является налоговым агентом.

 

Во-вторых, вызывает сомнение целесообразность освобождения от уплаты налога на роскошь приобретателей судов, самолетов и вертолетов, бывших в использовании. По стоимости подобные покупки превысят несколько квартир, подлежащих налогообложению. Подобное обстоятельство ставит под сомнение справедливость законопроекта.

 

В-третьих, непонятно, будет ли  начисляться, удерживаться (или уплачиваться) налог, если предмет роскоши приобретает физическое лицо - предприниматель. Об удержании налоговым агентом суммы налога с хозяйствующих субъектов законопроект умалчивает. Получается, что покупателю имеет смысл зарегистрироваться предпринимателем и купить, к примеру, новый автомобиль Bentley за 400 тысяч долларов «для коммерческих нужд». После обхода закона можно официально прекратить предпринимательскую деятельность.

 

В-четвертых. Авторы законопроекта исключают из числа объектов налогообложения ряд предметов на том основании, что они использовались ранее (то есть уже не являются новыми). Критерий подержанности один – имущество было в использовании до перехода права собственности к новому владельцу, вне зависимости от продолжительности такого использования. Следовательно, автомобилю (яхте, самолету, вертолету) достаточно побыть в эксплуатации один день, чтобы стать необлагаемым налогом на роскошь предметом купли-продажи. Нетрудно понять, что выгодно приобрести подобное имущество у юридического лица, поскольку оно не платило налог на роскошь при покупке нового транспортного средства. Вероятно, законодатель обратит внимание на подобные огрехи проекта и исправит их. В ином случае принятый без поправок закон может спровоцировать развитие нового теневого бизнеса.

 

Использованные источники:

 

  1. Налоговый кодекс Украины
  2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год»
  3. Проект Закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении богатства и предметов роскоши» (№ 10558 от 05.06.2012.)
  4. Проект Закона «О внесении изменений в НКУ о налогообложении предметов роскоши» (№ 10558-1 от 08.06.2012.)
  5. Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложении отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши)» (№ 10558-2 от 14.06.2012.)
  6. Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь)» (№ 10197 от 15.03.2012.)
  7. Крюков Т. Закон на понт // Закон и бизнес. – 2012. – № 25 (1064).

 




ЮрМаркет:
Оценка 4.6 на основе 10 Google отзывов
Весь материал, размещенный на сайте, подготовлен . Использование материалов разрешается при условии ссылки на ЮрМаркет. Для интернет изданий - обязательна прямая открытая для индексации поисковыми системами гиперссылка.
Информация размещена на сайте в ознакомительных целях и не может использоваться в качестве юридической консультации как в договорных, так и прочих правоотношениях.
Юридический супермаркет™, ЮрМаркет™, 3DБухгалтерия™, Гудстафф™, Онлайн-бухгалтерия с душой™ - являются товарными знаками, права на которые принадлежат правообладателю.
2002-2017   размещение рекламы
                      обратный звонок



акция

подбор персонала
репофис
бухгалтерские услуги онлайн
пакет легализации акция
акция2