17 ноября 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон от 08.04.2009 р. N 4332 "О внесении изменений в статью 23 Гражданского кодекса Украины относительно возмещения морального вреда". Авторы законопроекта н.д. Портнов (БЮТ) и Лавринович (ПР). Так, указанным Законом предусматривалось следующее:
Внести в ст. 23 Гражданского кодекса Украини изменения:
1) пункт 4 ч. 2 дополнить словами "в том числе путем распространения недостоверной информации";
2) ч. 3 изложить в такой редакции:
"3. Моральный вред возмещается деньгами, другим имуществом или прочими способами.
Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, статуса лица, которому нанесен такой вред, характера и способа распространения недостоверной информации, а также с учетом других обстоятельств, которые имеют существенное значение.
При определении размера возмещения морального вреда учитываются требования разумности и справедливости, а также материальное положение лица, которое нанесло такой вред".
Однако, Президент отказался подписывать указанный Закон по следующим соображениям:
"Законом, что поступил на подпись, излагается в новой редакции часть третья статье 23 Гражданского кодекса Украины. Устанавливается, что размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, статуса лица, которому нанесен такой вред, характера и способа распространения недостоверной информации, а также с учетом других обстоятельств, которые имеют существенное значение; при определении размера возмещения морального вреда учитываются требования разумности и справедливости, а также материальное положение лица, которое нанесло такой вред.
Это противоречит Конституции Украины, по которой все люди являются равными в правах (статья 21), граждане имеют равные конституционные права и являются равными перед законом, запрещаются привилегии или ограничения за признаками, в частности, социального происхождения, имущественного состояния (часть первая и вторая статья 24), и нарушается один из основополагающих принципов, определенных Основным Законом государства, по которому права и свободы человека и их гарантия определяют содержание и направленность деятельности государства; утверждение и обеспечение прав и свободы человека является главной обязанностью государства (часть вторая статья 3).
Внедряемые Законом, что рассматривается, критерии не согласовываются и с положениями Конвенция о защите прав человека и основополагающей свободы, согласие на обязательность которой предоставлено Верховной Радой Украины и которая в соответствии с частью первой статье 9 Основного Закона государства являются частью национального законодательства Украины, относительно необходимости обеспечения гражданам пользования признанными правами и свободой без дискриминации по любому признаку - пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного состояния, рождения, или по другому признаку (статья 14).
Как уже отмечалось новой редакцией часть третьей статьи 23 Гражданского кодекса Украины, вместо действующих конкретных критериев (в частности, характеру правонарушения, глубины физических и душевных страданий, степени вины лица), вводятся критерии оценочные, не очерченные любыми параметрами, для определения размера морального вреда - статус лица, которому нанесен вред, и материальное положение лица, которое нанесло вред.
Следствием такой неопределенности может стать разная и неоднозначная трактовка этой нормы судами при рассмотрении соответствующих дел, а следовательно, нарушение прав граждан, что не отвечает обязательством Украины, взятым за Конвенцией о защите прав человека и основополагающей свободы относительно обеспечения права каждого на справедливое рассмотрение его дела судороги (статья 6), является несовместимым с принципами правового государства, которым по Конституции есть Украина (статья 1), в которой признается и действует принцип верховенства права (часть первая статья 8). В связи с этим следуют отметить, что за правовой позицией Конституционного Суда Украины, выраженной в Решении от 22 сентября 2005 года N 5-рп/2005 по делу о постоянном пользовании земельными участками, конституционный принцип правового государства предусматривает установление правопорядка, который должен гарантировать каждому утверждение и обеспечение прав и свободы; из конституционных принципов равенства и справедливости выплывает требование определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку другое не может обеспечить ее одинаковое приложение, не исключает неограниченность трактовки в правоприменимой практике и неминуемо приводит к произволу.
Нельзя не учитывать и на то, что часть третья статье 23 Гражданского кодекса Украины (в редакции Закону, что поступил на подпись), после исключения из ее таких критериев для определения судороги размера денежного возмещения морального вреда, как глубина физических и душевных страданий, ухудшения способностей пострадавшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, которая нанесла моральный вред, не согласовывается с частью второй этой же статьи, которой установлено, что моральный вред заключается, в частности, именно в физической боли и страданиях, душевных страданиях физического лица в связи с противоправным поведением относительно ее самой, членов ее семьи или близких родственников, а также из частью первой статьи 1167 Кодекса, какая основанием ответственности за нанесенную физическому или юридическому лицу моральный вред определяет наличие вины лица, которая нанесла вред.
03.12.2009