Наши контакты | Калькулятор услуг | вход в ОнлайнКонтроль | ||
0800 357 133 помогаем бесплатно ↣ |
Поиск персонала | Разрешения бизнесу |
Работаем с 2003 года! Надежно и недорого. |
Цены на газ уменьшатся Верховная Рада зарегистрировала законопроект ,,О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины’’ (относительно особенностей взимания рентной платы за пользование недрами). Проектом ЗУ предлагается п. 252.20 ст. 252 г. IX ,,Рентная плата’’ и пункт 1.1 Подраздела 91 ,,Особенности взимания рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых’’ НКУ изложить в новой редакции. Содержание предложенных изменений предусматривает одинаковый подход при установлении ставок рентной платы за пользование недрами, независимо от выбранного налогоплательщиком вида гражданско-правовых отношений или сделки, по которым налогоплательщик осуществляет добычу. Исключение из пункта 252.20 ст. 252 НКУ специального размера ставки во время выполнения договоров о совместной деятельности на уровне 70 % и абз. 1 п. 1.1. Подраздела 91 ,,Особенности взимания рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых’’, по мнению авторов НКУ обеспечит устойчивую конкурентоспособность всех субъектов, осуществляющих добычу на территории государства, устранит проявления налоговой дискриминации отдельных налогоплательщиков, будет стимулировать увеличение добычи полезных ископаемых, обеспечит защиту энергетической независимости Украины. Актуальность принятия законопроекта обусловлена необходимостью привести ряд норм НКУ к положениям Конституции Украины и основных принципов налогового законодательства. Изменения к Разделу IX ,,Рентная плата’’ и Подраздела 91 ,,Особенности взимания рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых’’ НКУ, принятые ЗУ № 71-VIII от 28.12.2014 г., в части установления специальных ставок рентной платы во время выполнения договоров о совместной деятельности, являются такими, что нарушают нормы КУ и закона. Так, согласно пункту 525.20 ст. 252 НКУ установлен специальный, то есть отдельный, особый размер ставки при добыче природного газа во время выполнения договоров о совместной деятельности на уровне 70 %. Абзацем первым пункта 1.1 Подраздела 91 ,,Особенности взимания рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых’’ НКУ установлены особенности применения некоторых норм раздела IX ,,Рентная плата’’ этого Кодекса, а именно поэтапное повышение ставки рентной платы при добыче природного газа для указанных субъектов, начиная с 60% - с 01.01.2015 г. до 31.03.2015 г.; 65% - с 01.04.2015 г. до 30.06.2015 г.; 70% - с 01.07.2015 г. Вместе с этим, размер ставки рентной платы для других участников хозяйствования, не по договорам совместной деятельности, установленные в зависимости от глубины залежей: до 5000 метров - 55% и свыше 5000 метров - 28%. Более того, действующие нормы НКУ установили различные ставки (обычную и дискриминационную), в зависимости от вида договора, исключительно на один продукт добычи - природный газ. Установление размера налогообложения в зависимости от вида договора, по которому хозяйствующий субъект осуществляет деятельность и в зависимости от определенного вида продукта добычи (природный газ), противоречит КУ. Так, ст. 13 КУ гарантирует равенство всех субъектов права собственности перед законом, ст. 24 гарантирует недопущение каких-либо привилегий или ограничений по любым признакам, ст. 42 гарантирует государственное обеспечение защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и недопущения неправомерного ограничения конкуренции. Кроме того, указанные выше нормы Закона противоречат основным принципам налогового законодательства, установленным ст. 4 НКУ, поскольку прямо влияют на уменьшение конкурентоспособности налогоплательщиков, осуществляющих добычу именно по договорам о совместной деятельности, что прямо противоречит принципу нейтральности налогообложения, установленным подпунктом 4.1.8 п. 4.1 ст. 4 НКУ и устанавливают налоговую дискриминацию отдельных налогоплательщиков со стороны государственных органов, что также прямо противоречит принципу равенства, предусмотренном подпунктом 4.1.2 п. 4.1 ст. 4 НКУ. Нормы указанного Закона противоречат также ст. 5 ХКУ, которая предусматривает следующие конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования: обеспечения государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, признание всех субъектов права собственности равными перед законом, признание и действие в Украине принципа верховенства права; а также ст. 6 ХКУ, которая устанавливает такие общие принципы хозяйствования в Украине: обеспечение экономической многообразия и равную защиту государством всех субъектов хозяйствования. Поскольку, согласно ст. 8 КУ, в Украине действует принцип верховенства права, все законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься на основе КУ и соответствовать ей. Взамен, указанные выше нормы НКУ в части применения специальных ставок рентной платы отдельных субъектов хозяйствования (в зависимости от выбранного вида гражданско-правового договора) и по определенному виду продукта (только для природного газа) не отвечают и прямо нарушают нормы КУ и принципы налогового законодательства, предусмотренные НКУ, а также ХКУ. Применение указанного подхода к размеру налогообложения создает негативный инвестиционный климат в Украине, что в настоящее время является недопустимым, поскольку в условиях финансового кризиса способствует оттоку инвестиций из нефтегазовой отрасли и свертыванию добычи в Украине отечественными и иностранными компаниями. Кроме того, указанный подход к установлению размера налогообложения подавляет предпринимательскую деятельность в нефтегазовой сфере внутри Украины, что, в свою очередь, неизбежно будет способствовать усилению российской стороны по поставкам энергоносителей украинским потребителям. Показательным примером является сворачивание в Украине своей деятельности британской нефтегазовой компанией JKX Oil & Gas, которая заявила о решении приостановить свои плановые капиталовложения в Украину в 2015 году через совпадение текущих ограничений по продаже своего газа промышленным клиентам и значительное повышение налоговых тарифов на добычу. При этом самая главная опасность заключается в том, что создано неприемлемый прецедент ухудшение условий для инвесторов, которые до таких изменений уже успели вложить средства в украинскую экономику. При таких обстоятельствах, необходимо немедленно привести в соответствие с КУ и законов Украины нормы НКУ путем принятия соответствующего законопроекта ,,О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины’’ (относительно особенностей взимания рентной платы за пользование недрами). Анализируя проект закона, по мнению авторов, законопроект разработан с целью урегулирования вопроса относительно обеспечения одинакового подхода ко всем налогоплательщикам и установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика, создания условий для добычи в Украине собственных энергоносителей и обеспечения энергетической независимости Украины. Поэтому, поскольку все виды хозяйственных договоров, используемых хозяйствующими субъектами, в том числе и договоры о совместной деятельности, отвечают действующему законодательству Украины, то, соответственно, все субъекты хозяйствования должны находиться в равных условиях, поскольку занимаются однородной деятельностью. Никаких существенных различий в том, осуществляет добычу лицензиат самостоятельно или привлекает подрядчика, соинвестора или иного субъекта к производственной деятельности нет, поэтому не должно быть разного подхода к налогообложению налогоплательщиков.
08.04.2015
Автор: собственная редакция
|
|